ПАМЯТИ ДЕНИСА ТЕНА: ЧТО С РЕФОРМОЙ МВД?

19 июля 2022 г. События, Общество

Ровно 4 года назад погиб Денис Тен – казахстанский фигурист, бронзовый призер Олимпийских игр 2014. Трагедия случилась в центре Алматы и вызвала огромный резонанс в обществе: известный спортсмен был убит в центре города из-за автомобильных зеркал, кражу которых он пытался остановить. Как с тех пор изменилась работа правоохранительных органов — в материале МИСК.


Никита Махнин


Реформа: провалилась или нет? 


Основатели движения «За реформу МВД» – гражданские активисты и общественные деятели, собирающие запросы общества о том, что нужно изменить в работе полиции. Среди них открытая и прозрачная деятельность, и подотчетность населению, и повышение эффективности и профессионализма полиции, а также полное обновление состава, антикоррупционные меры. 


В реальности начались реформы с внешнего вида – полицию переодели в новую форму. Дизайн был разработан Ерланом Тургумбаевым – бывшим министром МВД, а ныне советником президента Казахстана. Также МВД рапортовало о сокращении численности полицейских на 11% – теперь их количество на 100 тыс. населения составило 372 (снижено с 471), количество профильных учебных заведений было сокращено с 12 до 5. При этом был открыт факультет по обучению руководящего состава, а с сентября 2021 года – факультет по обучению контактированию с населением, – это шестимесячные курсы. 


Также в МВД отчитались об усилении борьбы с коррупцией – по их данным количество таких преступлений среди полицейских снизилось на 40%. Но политолог Димаш Альжанов, один из сооснователей движения «За реформу МВД» и соавтор концепции «Новая полиция Казахстана», утверждает, что реформа полиции в Казахстане провалена:


«Концепция «Новая полиция Казахстана» разрабатывалась нами для глубокой и основательной реформы полиции. Задача стояла из репрессивного МВД сделать современную полицейскую службу, деятельность которой строилась бы вокруг потребностей и прав обычных граждан», – говорит политолог.


По его мнению, очень важно было вывести полицию из-под политического контроля президента, обновить и профессионализировать состав полиции и поставить деятельность полиции под надзор парламента. Помимо политической составляющей, у активистов было много предложений административного и технического характера (всего 118 рекомендаций), которые должны были создать условия для минимизации коррупции и защиты прав граждан, особенно в случаях задержаний и ареста. 


«Концепция была отправлена всем парламентариям, Администрации президента и руководству МВД. Но основные положения концепции были проигнорированы, потому что такая реформа ослабит возможности режима использовать полицию в политических целях. Даже те незначительные рекомендации, которые были учтены, даже спустя годы не доведены до конца. Чтобы снизить накал критики со стороны гражданского общества, часть группы «За реформу МВД» (которые были больше склонны к конформизму) приглашались на круглые столы акимата и МВД. После этого деятельность группы была парализована постоянными спорами и сошла на нет», – добавляет Димаш.


Он также считает, что если бы реформа была проведена качественно, в январе 2022 года полиция отказалась бы стрелять в простых людей. Более того, возможно встала бы на защиту их прав и свобод.


Работа полиции: результат


И действительно, государство не только не перестало использовать полицию в политических целях, но и стало делать это чаще. Например, во время и после президентских выборов 2019 года в Казахстане вспыхнули массовые протесты – люди были недовольны ходом выборов и их итогом (победителем предсказуемо был объявлен Касым-Жомарт Токаев). В ходе протестов только в столице и в Алматы было задержано около 4000 человек. 


10 января 2021 года сторонники Демократической партии Жанболата Мамая и общественное движение «Оян, Казахстан» провели мирную акцию протеста против хода парламентских выборов. Направлявшиеся к площади Республики граждане были задержаны спецназом, а против уже прибывших на место митинга полиция применила «кеттлинг» – активисты были взяты в оцепление и несколько часов простояли в «котле» полиции на холоде. Кеттлинг был применялся и 28 февраля, когда на мирный митинг вышли сторонники Жанболата Мамая – они пришли на поминки по активисту Дулату Агадилу, который за год до этого погиб в СИЗО. 


Январские события также не обошлись без силового вмешательства полиции. 4 января были задержаны сторонники Жанболата Мамая и движения «Оян, Казахстан». Позже, когда начались массовые протесты, Токаев приказал полиции стрелять на поражение – по данным Генпрокуратуры было убито 225 человек. Во время и после протестов были задержаны тысячи человек. От задержанных поступали заявления об избиениях и пытках со стороны полиции. 


Все эти факты демонстрируют, что после убийства Дениса Тена качественная реформа полиции проведена не была. Главным барьером активисты считают потребность государства использовать полицию в политических целях, ведь подотчетная населению правоохранительная система с обновленным составом по определению не сможет быть ручным инструментом.


Как быть дальше


Юрист-правозащитник Назгуль Ергалиева говорит, что обычно в корне любой успешной реформы лежат 2 технологии – решение проблем и управление изменениями. Одна основана на твердых данных и доказательной аналитике, вторая – на лидерстве и вовлечении всех участников процесса, в данном случае самих полицейских. При этом Назгуль замечает, что сегодня и у гражданского общества есть возможность вовлекаться в процесс реформирования. 


«Например, в 2020-2021 году впервые независимые эксперты проводили пилотный проект вместе с самими полицейскими. За 6 месяцев эксперимента в районе «Алматы» города Нур-Султан мы смогли улучшить уровень удовлетворенности заявителей, потерпевших и правонарушителей качеством работы участковых и патрульных полицейских», – рассказывает правозащитница. 


Целью проекта была адаптация элементов международной модели «Сервисная полиция» у нас: такая полиция клиентоориентирована и работает с населением, а не с плановыми показателями. В результате тестовое использование сервисных элементов позволило повысить среднюю оценку качества работы участковых с «удовлетворительно» на «хорошо», повысить удовлетворенность сотрудниками своей работы с 2.9 до 3.8, сэкономить 60% времени полицейских на административные дела и работу по профилактическому учету.


«Такие изменения важно масштабировать. Сейчас МВД готовит разработку нового документа — концепции по общественной безопасности в партнерстве с населением. Процесс работы над документом строится с учетом уроков предыдущих реформ, планируется широкое вовлечение независимых экспертных кругов и общественности в целом. И тут очень важна активность и вовлеченность самих граждан. Будет сложно и будет долго. Но именно так и проводятся правильные реформы», – подытоживает Назгуль.


Следите за нами в интернете