В Казахстане законы принимаются только в парламенте, однако у граждан есть возможность участвовать в этом процессе: вносить новые пункты в законопроекты, предлагать поправки и влиять на принятие решений. Написали пошаговую инструкцию об этом.
Материал подготовлен по итогам онлайн-встречи МИСК с депутатом Мажилиса Парламента Снежанной Имашевой в рамках проекта «Открытый парламент», который реализуется в партнерстве с офисом программ ОБСЕ в Нур-Султане.
Айгерим Тлеубаева
Кто может инициировать законопроекты в Казахстане?
Только президент, правительство и депутаты парламента. Президент вносит свой законодательный акт специальным посланием, правительство – постановлением, а депутаты – соответствующим представлением в Мажилис.
Как рассматриваются предложения в законы?
Пакет из законопроектов, сравнительных таблиц к ним и других сопутствующих документов поступает в бюро Мажилиса, а оттуда – передается одному или нескольким комитетам, в зависимости от темы. Всего в Мажилисе 7 комитетов.
В комитете документы изучаются. Если члены комитета решили его принять, то формируется рабочая группа. Членов рабочей группы подбирает сам комитет, но они обязательно приглашают: инициаторов законопроекта, представителей, имеющих отношение к теме законопроекта, государственные ведомства, экспертов, НПО.
Члены рабочей группы собираются для обсуждений. Длительность и регулярность их зависит от объема, срочности и сложности законопроекта. В среднем – 1 раз в неделю по 1,5-2 часа. Все приглашенные участники рабочей группы вправе комментировать, предлагать свои варианты, задавать вопросы. При этом решения принимают только депутаты рабочей группы. Как правило, здесь участниками прорабатываются все спорные моменты законопроекта.
После того, как рабочая группа приходит к консенсусу, документ высылается во все комитеты Мажилиса для получения заключения по законопроекту от каждого из них. Если в ответ поступило хоть одно отрицательное заключение, то законопроект возвращают рабочей группе.
Если все комитеты дали положительное заключение, то документ выходит на следующий этап – чтение Мажилиса на пленарном заседании. Чтение – это презентация законопроекта всем депутатам Мажилиса, которые голосуют за принятие или отклонение законопроекта. Документ может рассматриваться в одном или двух чтениях, в зависимости от масштаба его влияния: какие изменения в уже существующие законы и кодексы повлечет его принятие, какова стоимость его внедрения и тд. Именно на чтениях законопроект одобряют, возвращают на доработку или отклоняют. Чтений может быть несколько.
Дополнения в законопроект могут вноситься вплоть до второго чтения. По словам депутата Снежанны Имашевой, основная работа по дополнениям ведется именно между первым и вторым чтением: первое чтение – одобрение концепции, второе – рассмотрение законопроекта с учетом всех дополнений и поправок.
Вся деятельность Парламента, куда входят Сенат и Мажилис, прописана в специальном регламенте Парламента. В том числе процесс работы над законопроектами.
Как гражданину принять участие в законотворчестве?
Есть три способа:
Обратиться напрямую в комитет Мажилиса, и возможно вас включат в рабочую группу. Для этого вы должны иметь знания, опыт работы, хорошее понимание проблем по рассматриваемой теме. Например, если вы экоактивист, то в рабочую группу по финансовым реформам вам, скорее всего, не попасть. Если вы уже определились со сферой, нужно написать письмо председателю комитета с просьбой включить вас в рабочую группу. В нем важно обосновать свою экспертность по конкретным вопросам. Все нужные для этого контакты указаны на сайте.
Важно: рабочая группа формируется заранее, иногда даже за год до начала работы. Включение кого-либо на последующих этапах – редкость, а если такое происходит, то участники присоединяются уже в качестве экспертов, а не членов рабочей группы. Отличие эксперта от участника рабочей группы в том, что он не вносит предложений, а лишь комментирует их и дает свою оценку.
Если вы вошли в состав рабочей группы, важно участвовать в каждом заседании, читать изменения в таблице, привлекать дополнительных консультантов, если требуется, и укреплять аргументацией ваши предложения. Депутаты, как и все, не любят «пассажиров», которые приходят просто послушать, а потом написать в соцсетях, что участвовали в обсуждении закона.
Предложить свои поправки кому-нибудь из рабочей группы. Попробуйте связаться с кем-нибудь из рабочей группы. Член рабочей группы по своему усмотрению может прислушаться к вашим предложениям и озвучить их. Чаще всего поправки и предложения передаются депутатам и партийным фракциям, если вы единомышленники в какой-то теме.
Через онлайн-портал правительства. Мы уже писали, что законопроекты могут предлагать президент, правительство и парламент. Те, что разрабатываются правительством, фиксируются на портале «Открытые НПА». В комментариях к опубликованному документу граждане могут оставлять свои замечания и предложения. Правительство их рассматривает, может направить на экспертизу, включить в законопроект или отклонить. Затем на портале запускается публичное онлайн-обсуждение обновленного законопроекта, гражданам дается еще один день на свои комментарии.
Еще на портале можно подписаться на обсуждение конкретного документа, и получать уведомления об изменениях.
Что, если рабочая группа завершает работу, а предложенные вами поправки не приняли, стоит ли лоббировать их снова и как?
Депутат Снежанна Имашева говорит, что стоит: «Законы постоянно меняются, и ваша поправка может быть актуальна в новых условиях. Никогда не отказывайтесь от своих инициатив и законопроектов. Очень важно быть активным, чаще общаться и взаимодействовать с участниками законотворческого процесса. (...) То, что закон подписан президентом – это не конец всему. Есть примеры, когда законы менялись даже через полгода после принятия».