Молодежная информационная служба Казахстана в рамках рубрики «Голос молодежи» продолжает рассказывать о социально активной казахстанской молодежи, об их идеях, проектах и мечтах.
Героиней нового выпуска стала Насима Корганбекова, правозащитница и социальный работник из Астаны. Первым правозащитным проектом для нее стала «Юридическая клиника», действующий при поддержке агентства ООН по миграции. Девушка регулярно ведет колонку в социальной сети Facebook о правозащитной деятельности и о любимой футбольной команде Liverpool. Современная молодежь, по мнению Насимы, динамичная и перспективная, потому что может без препятствий путешествовать, учиться и общаться на международном уровне. «Что я действительно могу изменить в стране? Это добиться соблюдения законности и защиту прав человека», — считает девушка. В интервью Насима рассказала также о своих любимых местах в Астане.
Айдар Елькеев, Астана
Насима Корганбекова, 25 лет, правозащитница и социальный работник
— С чего началась ваша правозащитная деятельность?
— Осознанно начала работать в 23 года после окончания магистратуры по специальности «социальная педагогика». Тогда я поняла, что для преподавания у меня не хватает практических знаний, да и в целом преподавать мне нечего. Разослала резюме в несколько мест, где была указана «социальная работа», так я попала в правозащитную организацию «Қадір-қасиет». Тут мне сразу предложили руководить целым проектом – «Юридической Клиникой». С этого все и началось. Проект «Юридическая Клиника» направлен на защиту прав мигрантов и жертв торговли людьми. Я принимала граждан, оказывала адресную социальную помощь. Благодаря этой работе, я видела нарушения прав и пробелы в законодательстве. Я ушла из проекта, но активно продолжаю заниматься правозащитной деятельностью.
— Что нужно, чтобы заниматься правозащитными проектами?
— В первую очередь, должен быть энтузиазм и вы должны понимать суть этой темы. Вы должны четко видеть проблему, цель, задачи и что вы хотите через правозащитные проекты решить. Далее понять целевую аудиторию, то есть на кого проект будет направлен. В начале необходимо идти со своим проектом к тому, кто поможет в реализации. Это могут быть преподаватели, декан, ректор, это могут быть государственные или международные, неправительственные организации. Проект нужно грамотно презентовать. Кроме того, важно налаживать постоянные коммуникации, чтобы люди знали о вашем проекте и куда необходимо обратиться за помощью.
— Расскажите о вашем блоге в Facebook.
— Facebook, как мы можем заметить, превратился в большой онлайн-рупор, двигателем общественного мнения. Здесь распространяются огромные петиции, обсуждаются проблемы и поддерживаются идеи. Сейчас даже госорганы пользуются этой социальной сетью.
Что касается моих публикаций, я выбрала для себя несколько ниш, среди которых обсуждение социальных вопросов и своей правозащитной деятельности. К таким постам я подхожу очень ответственно и аналитически. Стараюсь взвешивать каждое слово, которое пишу, потому что Facebook не терпит фальши. Там нужно писать только те вещи, в которые ты искренне веришь. Чтобы избежать таких понятий, как «продажный блогер», ты действительно должен быть искренним.
Постоянно комментирую какие-либо политические события. Где-то «мемы» рисую, где-то в шутку что-то пишу, какие-то приколы. С юмором стараюсь относится к событиям, которые происходят в Казахстане. Политической грамотности у меня нет, чтобы серьезно комментировать и давать свою экспертную оценку происходящему. В чем-то я разбираюсь, поэтому можно сказать «вставляю свои пять копеек» в эту тему.
Еще одна ниша, которую я там занимаю, – это футбол. Я являюсь модератором группы, где собралось 3000 человек из Кыргызстана, Узбекистана, России, Казахстана и Украины. Все они – болельщики моего любимого клуба Liverpool. Мои футбольные публикации пользуются достаточной популярностью.
Я горжусь аудиторией, которая собралась у меня в профиле. Там мало случайных людей. У меня в «друзьях» люди из неправительственных организаций, гражданских активистов. Есть и госслужащие.
Бывает такое, когда обращаешься к госорганам или руководителям напрямую, они действительно дают глубокие ответы и помогают, если надо. Это очень неплохая коммуникация. Пример: когда-то ходила в Центр занятости и мне не понравилось его расположение, я «тегнула» (отметила — прим.) акимат и сейчас они взяли этот вопрос на рассмотрение.
Если есть случаи по правам детей, то я «тегаю» тех, кто занимается правами детей. В большинстве случаев они игнорируют меня, но хотя бы к ним эта информация поступает. Она не пройдет мимо и может завтра-послезавтра или через год, они займутся ею. Мой гражданский долг - донесение информации, считаю выполненным.
— Что для вас важно, когда вы пишите свои посты?
— У меня там нет матов, секса, моей семьи, личной жизни. Я может и пишу некоторые посты, для разнообразия, про свидания и тому подобное, но без идентификации личности. Никаких чужих фотографий, имен, возраста, чтобы просто объект был «размытый». Первое мое правило – никогда не выкладывать чье-то горе, имя, лицо для собственного «хайпа». Я этого сильно избегаю. Были у меня много резонансных кейсов, но я про все умалчивала.
Был случай, про который уже все знают, — испанец, который сжег свои документы. Это был мой кейс. Он находился в государственном учреждении, и его представители дали интервью. СМИ нашли его фамилию, имя и прочую информацию. Полночи удаляла эти данные с сайтов. Каждому звонила персонально и говорила, что есть законодательство о защите персональных данных, согласно которому вы не имеете право распространять чужие данные. Они убирали все имена и оставляли только кейс, чтобы невозможно было идентифицировать личность.
— Как вы боретесь с эмоциональным выгоранием?
— Эмоциональное выгорание часто бывает. Раз в полгода лежу и не хочу ничего делать. Меня очень трудно поднять, вывести из дома, зайти на Facebook.
Просто я не умею делать чего-то наполовину. Если я люблю футбол, я его просто обожаю. Если я люблю человека, то просто погружена в него. Если что-то мне не нравится, по мне сразу видно, что меня этот человек очень раздражает. Над этим даже мой нынешний шеф постоянно смеется.
Также и в работе, я не могу делать чего-то наполовину. Если я пришла в эту сферу, пока чего-то не добьюсь, не смогу остановиться. Раз уж я за это взялась, как профессионал и специалист, надо закончить, именно с профессиональной точки зрения. Мне приходится постоянно перебарывать себя, что-то делать, звать на помощь близких, друзей, по-своему «релаксировать».
Я не экстраверт абсолютно, скорее интроверт. Мало кто в это верит, когда постоянно вокруг тебя находятся толпы людей. Когда я не на работе, то предпочитаю быть одна. Не очень сильно люблю детей, но тем не менее занимаюсь защитой их прав. Ратую очень сильно, чтобы у них все было хорошо, потому что они — наше будущее.
— Какие у вас планы и цели на ближайшее будущее?
— Профессиональная цель — возродить «Юридическую Клинику» в более широких масштабах. Собирать молодежь, которая сама будет принимать и консультировать граждан. Также увеличить перечень категорий граждан. Дети, взрослые и все те, кто не могут позволить себе адвокатов, юристов, соцработников. Все мои услуги предоставляются абсолютно бесплатно.
Личная же цель связана с футболом. Команда, за которую я болею, 13 лет не выходила в финал Лиги чемпионов. Недавно была жеребьевка в полуфинал и есть надежда на то, что они выйдут уже в финал. 26 мая я хочу поехать в Киев и поприсутствовать на футбольном матче. Это мечта моего детства.
В жизни у меня было много разных изменений. Я училась в спортивной школе и занималась фехтованием. В какой-то момент я поняла, что спорт — это не мое. Я набрала самый высокий балл на ЕНТ в районе и уехала учиться в Астану. Здесь выучилась на социального работника. Может случиться так, что я сижу сегодня здесь, а завтра могу просто уехать. Да, есть какое-то планирование, но почему-то самые важные решения в своей жизни я принимаю очень быстро.
Правозащитной деятельностью, я думаю и надеюсь, буду заниматься на протяжении всей жизни. В любой точке мира, я буду заниматься этой деятельностью, потому что это мне импонирует и нравится.
— Считаете ли себя полезной обществу?
— По специальности я социальный работник и могу принести пользу уязвимым категориям населения. Людям, которые не могут позволить себе адвоката/защитника/соцработника/медиатора. Я могу помогать бесплатно. Могу сводить с кем надо, проконсультировать, выявить необходимые процедуры.
Я считаю, раз государство четыре года платило за мое обучение и выделяло стипендию, то я должна внести свой вклад и приносить пользу обществу.
— На ваш взгляд, какая современная казахстанская молодежь?
— Она сильно меняется. У них есть все ресурсы, чтобы получать знания, международный опыт, общение, знакомства, стиль жизни, путешествия и еще очень много возможностей.
Сейчас вижу, что «ЗОЖ» очень моден и я рада за нынешнюю молодежь. Единственное, очень много из них «спят». Я надеюсь, что они будут «просыпаться и оттаивать».
Наш Казахстан — это молодая страна, по сравнению с европейскими. У нас очень много молодежи. Мы должны сделать из этого фишку, становиться двигателями прогресса. Всё в наших руках!
— Чтобы вы хотели изменить в стране?
— Если бы я была максималисткой, то сказала бы, чтобы не было убийств и изнасилований. Но сама по себе это утопия.
Что я действительно могу изменить в стране? Это добиться соблюдения законности и защиты прав человека. Это то, за что я бурно ратую. У нас хорошо написаны законы, в том числе Конституция, все учтено. Ратифицировано много международных договоров. Хотелось бы, чтобы это все действительно соблюдалось.
— Кто ваш кумир?
— У меня его нет. Единственное, могу назвать футболистов, которые были для меня с детства примером для подражания. Среди них: Гарсия — экс-футболист клуба Liverpool; Стивен Джеррард, экс-капитан, в котором я смотрю и вижу руководителя; Фернандо Торрес, нападающий, у которого есть целеустремленность. Сейчас это Виргил ван Дейк — это защитник, который показывает высшее мастерство. Обожаю людей, которые в своем деле «номер 1». Они меня вдохновляют на целеустремленность, работу над собой. В своей работе я хочу быть такой же, какие они в футболе.
— Расскажите о своих любимых местах в Астане.
— Я жила в Алматы, Семипалатинске, Талдыкоргане, училась в Литве, была в нескольких странах, в числе которых Франция и Кыргызстан. Самым моим любимым городом все равно остается Астана. Во-первых, меня устраивает плотность населения. Во-вторых, Астана — это эпицентр событий. Здесь все из первых уст. Просто рукой подать до людей из уязвимых категорий и до Акорды.
Город развивается и об этом нельзя умалчивать или ругать. Пусть она такая коррумпированная, пусть здесь все такие скучные, зажатые и спящие. Я искренне верю, что этот город можно растрясти и сделать его действительно стоящим. Просто нужно время. Я готова бороться за этот город. Он мой, это мой город!
Больше всего люблю старую часть города, а особенно район «Пирамиды». Там людей почти нет. Хочешь гуляй с музыкой, хочешь бегай. Шикарный район.
Набережная еще сильно нравится. Сейчас там Арбат — живое и душевное место. Но чувствую себя неуютно, когда там большое скопление народа. Мне нравится «переходное время суток», когда людей не сильно много и не очень мало.