17 июня в пресс-центре Бюро по правам человека в Алматы прошла пресс-конференция общественников, которые сообщили о правовых проблемах портала социальных услуг и коррупционных рисках, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью.
Мухит Нургуль
Портал социальных услуг — это платформа, на которой лица с инвалидностью могут самостоятельно выбрать товары и услуги за счет бюджетных средств. Здесь можно приобрести специальную технику, заказать путевку в санаторий или получить услуги индивидуального помощника.
На пресс-конференции выступили председатель ООИ «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева, зампредседателя ООИ «Елорда әділет орталығы» Анатолий Мигай, гражданский активист Жанибек Байтоков, представитель ТОО «ГУРИ» Игорь Губарев, эксперт-менеджер по ассистивным технологиям и доступности информации Nazarbayev University Зият Абдыкаимов. Пресс-конференция прошла в рамках проекта МИСК «Open Parliament», который вовлекает молодых экспертов в законодательные инициативы и участие в процессах принятий решений.
Что такое доступная среда
«Что такое доступность? В своей ежедневной работе вы используете компьютеры, смартфоны: там вы переписываетесь, заказываете товары и такси, получаете государственные услуги. Мы, будучи полностью незрячими, совершаем эти же ежедневные действия и используем те же предметы. Вы имеете полное право спросить: как мы ими пользуемся без зрения? Все просто и сложно одновременно», – начал Зият Абдыкаимов.
Зият поясняет, что почти все современные смартфоны имеют встроенную функцию чтения, где голосовая программа озвучивает все, что попадает под палец на экране.
«С другой стороны, живя в Казахстане тяжело обойтись без отечественных сервисов, к примеру Egov.kz, или без мобильного банкинга вроде Kaspi.kz. Вот в их среде адаптироваться тяжелее», — говорит Зият.
Аналогичная ситуация с порталом социальных услуг: они просто недоступны людям с особенными потребностями.
Зият считает, что они создаются и пишутся без соблюдения стандартов, нормативно-технических правил и требований доступности для пользователей с инвалидностью.
«Так же как и в строительстве, в цифровой среде есть свои СНиПы (прим. строительные нормы и правила). Если проводить аналогию между физическими объектами и виртуальными сайтами и приложениями, то для того чтобы заходить на сайты, искать и фильтровать запросы, получать услуги и подписывать их с помощью ЭЦП мне, условно говоря, нужны цифровые пандусы и лифты в этих виртуальных зданиях», — говорит Зият.
Чтобы портал социальных услуг стал доступен для незрячих, необходима качественная разработка портала. К примеру, на сайте электронного правительства есть кнопка поиска, которую зрячие могут распознать через изображение лупы. Однако незрячие не в силах понять, для чего эта кнопка, так как IT-разработчики не прописывают название ее функции.
«В международной практике давно существует устоявшаяся норма: доступная среда — это не только пандусы, лифты и объекты архитектуры, но и доступ к информации, средствам связи и информационно-коммуникационным технологиям, программному обеспечению. Исходя именно из таких норм мы требуем адаптировать портал социальных услуг и электронного правительства. Причем необходимо адаптировать их целиком и в разумные сроки», — считает Зият.
В рамках проекта «Open Parliament» Зият предлагает включить в новый Социальный Кодекс РК норму о доступности цифровых ресурсов (помимо доступности физических объектов, объектов социальной инфраструктуры и транспорта). В Закон «Об информатизации» он также предлагает включить норму об аудите на предмет доступности цифровых ресурсов для разных категорий населения.
Правовое регулирование или его отсутствие
Как говорит Министерство труда и социальной защиты, портал социальных услуг был разработан для повышения качества предоставляемых технических средств и услуг реабилитации, обеспечения открытости и прозрачности. При этом пока Министерством так и не были приняты правила проведения закупок и поставок ТСР (прим. технических средств реабилитации) через портал, не были утверждены единые технические, функциональные и качественные требования к ТСР, из-за чего портал продолжает существовать фактически бесконтрольно.
«Правилами использования портала социальных услуг не урегулирован порядок возникновения и прекращения взаимных обязательств между поставщиком и лицом с инвалидностью, не закреплены гарантии сторон по договору и их ответственность. Пока указаны лишь общие положения, в основном они касаются технической работы портала. Других правил, к сожалению, больше нет. Только инструкции.
По непонятным причинам портал является закрытой платформой, которая ограничивает доступ самим лицам с инвалидностью к его содержанию. Так, лицо с инвалидностью не может ознакомиться с предлагаемыми на портале товарами и услугами и их характеристиками, за исключением тех, которые положены ему в этом году в соответствии с его ИПР (прим. индивидуальной программой реабилитации). Если же лицу с инвалидностью уже предоставили ТСР или услугу, то ему вообще вход на портал закрыт», – рассказывает Анатолий Мигай.
То же самое касается и поставщиков: ни один из них не может увидеть товары и услуги конкурентов. Все остальные граждане и вовсе не имеют доступа к порталу.
Анатолий комментирует и отсутствие обязательных минимальных технических, функциональных и качественных требований к закупаемым товарам и услугам: «В классификаторе технических вспомогательных средств, специальных средств передвижения и услуг, предоставляемых инвалидам, указаны лишь краткие общие характеристики. Нет данных, необходимых для определения соответствия товаров и услуг по своим характеристикам к ТСР определенной категории инвалидности».
И на этом вопросы к порталу не заканчиваются: есть масса других проблем. Например, в соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК ТСР, выданные лицам с инвалидностью, не подлежат продаже и передаче другим лицам. Но на портале реализация бывших в употреблении ТСР поставлена на «широкую ногу» еще с 2021 года.
«Кроме того, портал, в нарушение Конституции Республики Казахстан, Закона РК «О языках в Республике Казахстан» и Государственной программы по реализации языковой политики в Республике на 2020-2025 годы, не поддерживает права и интересы казахоязычных пользователей.
Так на портале реализуются тифлотехнические средства и программное обеспечение, не локализованные на казахский язык. Это связано с отсутствием в классификаторе таких требований к ТСР», – говорит Анатолий.
Коррупция, коррупция, и еще раз коррупция
Гражданский активист Жанибек Байтоков рассказывает о другой проблеме — верификации для получения доступа к порталу социальных услуг через ЭЦП: «К сожалению, такой вид верификации не является безусловно безопасным, потому что во многих отделах занятости, ЦОНах сотрудники изымают под разными предлогами ключ ЭЦП у лиц с инвалидностью, заходят на портал социальных услуг и заказывают что-либо под видом пользователя».
Для полной безопасности Жанибек предлагает установить верификацию посредством Digital ID (система распознавания лица для доступа к порталу).
При этом он также отмечает проблему безнаказанности поставщиков услуг на портале за отклонение заявки пользователей: «Сейчас поставщику не обязательно аргументировать отклонение запроса на предоставление, допустим, санаторного лечения. Предлагаю деперсонализировать пользователей на портале, чтобы поставщик не видел личных данных получателя социальных услуг — фамилию и имя, а тем более контактный номер. Есть кейсы, когда представители санатория связывались с лицом с инвалидностью и предлагали деньги — к примеру, 50 тысяч тенге — вместо предоставления услуги, при этом просили отметить услугу как полученную».
Санаторно-курортное лечение на минималках
У общественников возникают вопросы и к тому, как организовано санаторно-курортное лечение.
«На портале одобряются заявки пансионатов, домов отдыха, центров реабилитации, не имеющих статуса государственной организации здравоохранения. Многие санатории РК были построены еще в советское время», — рассказала Галия Тобатаева.
Из классификатора следует, что при допуске на портал должны учитываться разные требования: в частности, уровень доступности санатория, наличие минеральных ванн, грязелечения, бассейна. Но если бы это правило выполнялось, многие из санаториев не попали бы на портал, так как они попросту не соответствуют требованиям законодательства.
При этом из слов вице-министра Руслана Сакеева следует, что питание в санаториях регулируется в соответствии с постановлением Правительства РК за № 128, в котором определены минимальные нормы.
«Санаторий оплачивается за счет бюджета. Я решила спросить, какие есть нормы питания при санаторно-курортном лечении. Они (прим. вице-министр Руслан Сакеев) ссылаются на постановление правительства двадцатилетней давности, где описаны минимальные нормы питания. Что за минимальные нормы? Кусок хлеба, картошка, молоко и сахар? Нет сервиса на уровне бытовой услуги. В номере могут проживать и два человека, и шесть человек. Санузел может быть всего один на весь этаж, в номерах нет отдельного санузла. Приходится вставать в очередь, чтобы помыться», — говорит Галия.
Устранить недостатки. Срочно
Игорь Губарев вовсе предлагает приостановить работу портала: «Для снижения коррупционных рисков и исключения предоставления некачественных, бывших в употреблении и не соответствующих спецификации товаров предлагаем приостановить работу портала до устранения всех недостатков. Также необходимо сделать классификатор, который учитывал бы реальные потребности людей с инвалидностью, разработать адекватные технические спецификации».
Как одно из решений проблемы Игорь также предлагает организовать отправку товаров от поставщиков к заказчику не напрямую, а через районные или городские отделы управления координации занятости и социальных программ. Это позволит сотрудникам управлений проверять товар на соответствие заявленным требованиям. По его мнению, им также важно предоставить право запрашивать у производителей или дистрибьюторов подтверждение оригинальности товара и другие детали, — чтобы при появлении сомнений сотрудники могли проверить те или иные данные.