Что произойдет с экономикой нашей страны из-за войны России в Украине – рассказывают казахстанские эксперты.
Уже больше десяти дней российское правительство проводит военные действия на территории независимой Украины. В ответ на это западные страны вменяют России ряд ограничительных мер, который затрагивает в основном экономику страны – запрет на авиаперевозки, вывод бизнесов, экспорт товаров, отключения от SWIFT, поставка в РФ банкнот евро и персональные санкции чиновников действующей власти.
Каждый день войны и ее последствия будут катастрофическими не только для стран-участниц конфликта, но и для всего мира. В частности, сегодня и наша страна уже чувствует на себе некоторые экономические последствия.
Кристина Опенкова
Что будет с тенге?
Экономист, директор исследовательского Агентства «DAMU Research Group» Тимур Айсаутов объяснил, что российско-украинский кризис сильно ударит по экономике Казахстана и может приблизить курс доллара к 900 тенге.
«Россия возвращается к политике валютного и, возможно шире, экономического изоляционизма от внешнего мира в лучших традициях СССР. Вся эта ситуация будет крайне негативным образом бить по экономике Казахстана. Соответственно, если российская валюта упадет до 150 рублей за 1 доллар, то тенге будет стоить около 800-900 тенге за доллар», – заявил он.
Пока же Национальный банк Казахстана сдерживает падение тенге: регулятор установил рыночные курсы валют с 6 по 9 марта, согласно которым 1 доллар составляет 503,3 тенге, а рубль будет держаться на отметке 4,16 тенге. По данным Kurs.kz, средний курс покупки доллара в обменниках Алматы на 6 марта 2022 года составляет 511,5 тенге.
Нацбанк РК повысил базовую ставку: к чему это приведёт?
На фоне антироссийских санкций уже наблюдается высокая неустойчивость тенге. Поэтому, чтобы сохранить финансовую стабильность в стране, Нацбанк принял решение поднять базовую ставку тенговых депозитов с 10,25% до 13,5% годовых. Это означает, что государство стимулирует людей вкладывать свои средства в тенговые депозиты. При этом ставки на кредиты тоже увеличатся, чтобы люди будут меньше брали в долг.
Директор института евразийской интеграции Уразгали Сельтаева также считает, что повышение базовой ставки остановит отток инвесторов.
«Нацбанк начал валютные интервенции и, самое главное, повысил базовую ставку. Для чего это было сделано? Очевидно, чтобы удержать людей на тенговых депозитах и остановить возможное бегство инвесторов. Если эти меры не сработают, очевидно, будут приняты другие действия, вплоть до продолжения валютных интервенций. Но пока конфликт находится в самом разгаре, крайне трудно предположить дальнейшие сценарии», – написал Сельтаев в своем Телеграмм-канале.
«Базовую ставку повышают, в первую очередь, чтобы поддержать покупательскую способность нацвалюты. Ее повышение – это сигнал гражданам о том, что доходность тенговых депозитов, скорее всего, будет положительной, что гражданам можно не бояться за свои сбережения», – считает аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов.
Чем грозит Казахстану отключение России от SWIFT?
Евросоюз утвердил, что с 12 марта отключит от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT семь банков России. Это, в свою очередь, схоже с отключением банка от международной телефонии или разрывом интернет-кабеля по которому он передает распоряжения о переводах денег со своих счетов в другие банки.
Для Казахстана отключение от системы SWIFT будет означать замедление товарооборота с Россией. Об этом пишет автор Telegram-канала FINANCEkaz Андрей Чеботарев.
«SWIFT — это просто система обмена сообщений между банками. С её помощью они сигнализируют, кто кому и что отправил, какую сумму, но не сами деньги. При блокировке SWIFT деньги останутся на счетах, просто их будет сложнее перевести в другие страны.
Для Казахстана это грозит замедлением товарооборота с Россией. Это значит, что эти платежи при отключении России от SWIFT могут не пройти, пока не будет достигнута новая прямая договорённость между банками минуя SWIFT. Следовательно доля российского импорта может упасть, во всяком случае в краткосрочной перспективе», — объяснил эксперт.
Что будет с ценами?
Прогнозы главы министерства национальной экономики Алибека Куантырова неутешительные. По его словам, в Казахстане ожидается повышение уровня цен на товары и услуги до 1-2%.
«Если у нас сейчас коридор инфляции 5-7 процентов, то он, скорее всего, вырастет на 1-2 процента, может быть, больше, при негативном сценарии еще больше, соответственно. Чем дольше будет сложная ситуация складываться вокруг Украины и России, тем сильнее будет эффект на экономику. Чем быстрее это завершится, тем меньше пострадают все страны и регионы», – заявил он.
По мнению главного эксперта Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Никиты Шаталова министр национальной экономики не может сказать ничего точного об экономическом будущем страны.
«Куантыров уже де-факто отказался комментировать последствия, потому что никто не знает, какой сюжетный поворот совершит этот конфликт завтра или в течение недели. Самое тяжелое – это то, что экономика еще не успела отскочить от коронакризиса. Сбои в логистике продолжатся, но теперь из-за санкций и контрсанкций», – поделился мнением Никита Шаталов в своем Телеграмм-канале.
По мнению экономиста Галымжана Айтказина, инфляция уже по итогам февраля сложилась на отметке 8,7%, однако из-за повышения инфляции в России до 9,05% ожидаемо еще большее повышение цен в Казахстане.
«Беря во внимание ожидаемое ускорение инфляции в России, можно ожидать повышательного тренда потребительских цен и у нас в стране, в импорте которой 42 процента приходится именно на российские товары», – написал он.
Что будет с ценами на жилье?
Экономист Эльдар Шамсутдинов считает, что из-за информационного ажиотажа вокруг Украины только повысят цены на жилье. Об этом эксперт рассказал изданию Krisha.kz.
«Наступила ситуация, которую можно назвать форс-мажорной, в такие моменты рынок не прогнозируется, так как от любого инфоповода начинает впадать в панику. В краткосрочной и среднесрочной перспективе цены будут расти как на первичке, так и на вторичке», — уверен Шамсутдинов.
Что же делать Казахстану?
Сейчас казахстанскому правительству всерьез необходимо задуматься о развитии собственного производства, которое уже не раз обсуждалось на различных уровнях, о снижении зависимости от импортной продукции.
«Без собственной промышленности в стратегических секторах экономики ни о каком развитии речи быть не может. Россия – наш ключевой партнер, и мы, к сожалению, испытаем сильное влияние на экономику из-за войны. Санкции будут бить и по нам, но это наша геополитическая судьба, от которой никуда не уйти – самая протяженная граница в мире и глубокие исторические связи отменить нельзя», – говорит Никита Шаталов.