В Казахстане 4 марта собрали новый Cовет по молодежной политике. В нем в отличие от прошлого — больше молодежи, есть бизнесмены, журналисты, преподаватели и другие люди с громкими регалиями. Есть даже люди, которые возлагают надежды на то, что этот совет изменит жизнь молодежи — увеличит доходы и расширит горизонты возможностей. МИСК разбирается, реальный ли это совет или только площадка для разговоров за наши с вами деньги.
Кристина Рябова
Что за Совет?
Совет по молодежной политике был образован Указом главы государства в 2008 году. Согласно официальной информации, его цели — «выработка рекомендаций по определению приоритетов, формированию и реализации комплексной государственной политики в отношении молодежи, а также информирование президента страны о ситуации в молодежной среде». Иными словами, в совете собираются люди и решают, как в Казахстане совершенствовать молодежную политику. Свои рекомендации они оформляют в документе, который направляется напрямую президенту.
Совет подчиняется правительству. Председатели совета — заместитель руководителя администрации президента и министр информации и общественного развития (МИОР).
Согласно докладу МИОР за 2019 год, совет создавался по опыту Сингапура, там совет выполняет роль координатора — придумывает программы по поддержке молодежи, образовательные и другие мероприятия. В 2022 году, к примеру, сингапурский совет объявил программу по поддержке молодежи в постпандемийный период. В программу входит «психическое здоровье», «гражданский потенциал», «профессиональная ориентация» и другое.
Роль казахстанского совета по молодежной политике пока не так ясна, хоть он и существует уже более 10 лет. Как правило, информация о деятельности совета ограничивается заметками о «круглых столах», обсуждениях, выработке рекомендаций. Механизмов, которые наделяли бы молодежный совет властью, пока нет, это исключительно консультативно-совещательный орган при президенте.
Возможно, совет делал правительству хорошие предложения, однако роль совета в управлении молодежной политики размыта. Так, к примеру, у казахстанского совета, в отличие от сингапурского, нет страницы в Facebook или другой социальной сети, где публиковалась бы информация о достижениях или хотя бы что-то полезное для молодежи.
Какие проблемы оставил старый состав?
Чтобы иметь представление о прошлом совете, достаточно представить кучу чиновников — министров, сотрудников акиматов, близких правительству консультантов, депутатов — определенный процент молодежи пусть и был, но заправляли балом все же не они, а министры — Даурен Абаев и Аида Балаева, которые уже превысили возрастную планку «молодежи».
В публикациях Акорда называла совет «диалоговой площадкой», поэтому тяжело оценить вклад того совета в формирование молодежной политики.
Другое дело — само состояние молодежной политики, то есть мер по поддержке молодежи, в Казахстане. Это возможности для образования, создания бизнеса, поддержка молодежи из регионов, сел, молодых семей, выпускников детских домов и других, не успевших встать на ноги. Массовые протесты в январе в Казахстане показали, что программ в этой области недостаточно, и многие молодые люди в Казахстане оказались в сложной экономической ситуации. Как отмечал в своей колонке политолог Бахытжан Бухарбай, у молодежи всегда было много нерешенных проблем по части жилья, трудоустройства и заработной платы.
Читать также:
Досым Сатпаев: «Социальные аутсайдеры, а не террористы»
Бахытжан Бухарбай: «Без реформ мы потеряем талантливую молодежь»
Новый состав Совета
Новый состав представлен 28 представителями молодежи. Средний возраст членов совета составляет 27 лет. В состав Совета по молодежной политике вошли 9 девушек (32%) и 19 парней (68%).
Отметим также, что в состав вошли в основном медиа личности, на которых в социальных сетях подписаны тысячи, а на некоторых и миллионы пользователей. При этом большая часть подписчиков — это именно молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.
Теперь давайте познакомимся отдельно с некоторые членами состава Совета по молодежной политике. О других членах Совета мы написали в казахской версии материала.
Яков Федоров — блогер, родился в 1985 году в Семипалатинске, в 15 лет окончил экономический лицей, а позже КазНУ по специальности “Метеорология и гидрология суши”. Однако позже нашел себя в качестве блогера и стал рассказывать о туристических местах Казахстана. С того времени он посетил по несколько раз все области и практически все районы страны, а заодно побывал в 51 стране мира.
Улугбек Шарипов — бизнесмен, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30», владелец брендов одежды Shoqan, Mel.wear, аксессуаров Tumar, а также студии дизайна Tobe.
Алена Ткаченко — основатель IT стартапа. Выросла в Шымкенте, в 2007 году приехала учиться в Алматы. После окончания КазНУ работала в Procter & Gamble в Казахстане, а потом в России, где основала свой проект Nommi (nomadic wi-fi — роутер для современных кочевников).
Глеб Пономарев — PR-щик, публицист, продюсер, основатель анимационной студии QURT. Глеб является автором множества социальных роликов, активно поддерживает идеи равенства полов, увлекается казахским языком и этнографией.
Асхат Нурмашев — предприниматель, основатель благотворительного фонда Asar-Ume. Начал свою благотворительную деятельность в Sadaka Trade, позже стал работать с одним из фондов при центральной мечети города Алматы, на базе которого и был основан фонд.
Айсана Намурадин — учительница английского языка. Работая в одной из школ Жалагашского района Кызылординской области Айсана, разработала проект создания coworking центра, реализацию которого планирует на базе своей школы. Главная цель центра — поддержка талантливых детей.
Жали Алмас — предприниматель, основатель проектов Brave Talents и Brave Engineering. Компания Brave Talents занимается поддержкой и развитием талантов, а часть вырученных денег Жали отправляет на поддержку социально-значимых для страны проектов. Вторая компания Жали Brave Engineering занимается разработкой технологии по искусственному увеличению осадков в засушливые сезоны.
Cакен Жолдас — предприниматель, продюсер, основатель проекта Qazaq Republic. Отечественный бренд Qazaq Republic запустился в начале 2017 года. Сейчас у компании более 30 точек по всему Казахстану.
Куаныш Бейсеков — режиссёр, один из авторов проекта «Ирина Кайратовна». Куаныш родился в 1995 году в городе Таразе. До 12 лет говорил только на казахском, но с переездом в Астану самостоятельно начал изучение русского. Уже в 10 классе начал работать фотографом, в 2017 году совместно с коллегами помог дать старт одному самому популярному социально-политическому проекту Казахстана “Ирина Кайратовна”.
Дамир Аманжолов — предприниматель. Окончив обучение в кадетском корпусе, Дамир поступил на службу в воинскую часть, где провел 7 лет. В один момент принял решение уйти на гражданку. Сейчас он развивает собственную сеть ресторанов Dake Sushi And Pizza, а также возглавляет клуб местных бизнесменов Vavilon.
Расул Абдуллаев — маркетолог, участник проекта Yuframe. Начал профессиональную карьеру в в отделе маркетинга ресторана Asian BBQ и в PR-агентства AGT-Kazakhstan. Позже начал вести вайн-проект Yuframe и занялся созданием мобильного приложения Zenge.kz, которое позволяет заказывать еду, бронировать столики безналичным расчетом. Сейчас Расул занимается самосовершенствованием и следит за последними молодежными трендами, чтобы продвигать проект. Также от Расула уже поступило предложение о создании министерства маркетинга.
Нартай Аралбай — журналист, ведущий. Трудовую деятельность начал 2010 году корреспондентом в телеканале «Алматы». В 2015 году стал заместителем директора Дворца школьников в Алматы, а также главным редактором казахского отдела телеканала Алматы.
Азиз Искаков — директор Научно-исследовательского центра «Молодежь». Работал на различных аналитических и руководящих должностях в Институте экономических исследований, Институте евразийской интеграции, Холдинге «Зерде» и Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
В этот раз в молодежный совет, по сравнению с прошлым, вошло больше представителей молодежи, однако в нем также остается большое количество чиновников, напоминающих “родителей, следящих за “детьми-студентами”.
Кроме того, совет до сих про не обладает полномочиями — это по-прежнему дискуссионная площадка.
17 марта под председательством госсекретаря Ерлана Карина состоялось первое заседание совета. Появился первый восторженный отзыв — от мультипликатора Глеба Пономарева: «Я впервые выступал перед министрами и задавал им вопросы. А мне отвечали. Непривычно. (...). Впереди много работы. И мне почему-то верится, что у нас многое получится!».
О заседании написало, как показал беглый мониторинг, три СМИ. Двое писали материалы по пресс-релизам, «Хабар» там присутствовал, однако на видео не было показано участие молодежи и вопросы, которые они задавали, поэтому о предложениях участников Совета достоверно почти ничего неизвестно.