Практически сразу после сообщений о массовых задержаниях, стали поступать и сообщения о тяжелых пытках и жестоком обращении к задержанным со стороны силовиков. Жителя Талдыкоргана Азамата Батырбаева пытали раскалённым утюгом, чтобы добиться признания вины. О таких же пытках сообщила мать 20-летнего Ербола Ыдырысова, задержанного в Талдыкоргане. Жена Кенжебека Султанбекова из Семея также заявила о многочисленных следах избиений. Возбуждено 133 уголовных дела по факту пыток.
*Осторожно, в тексте описаны пытки!
Кристина Опёнкова
Его имя означает “гражданин”
Одной из первых историй, которая открыла страшную картину, произошла в Талдыкоргане. 5 января в ходе протестов здесь был снесен памятник Нурсултану Назарбаеву. Грузовиков, который был привязан к монументу, якобы управлял 38-летний Азамат Батырбаев. Он был задержан по подозрению в «участии в массовых беспорядках», а немногим позже родственники рассказали, что его тело прижигали горячим утюгом.
Азамат Батырбаев был арестован 10 января СОБРом у себя дома, на глазах у всех членов семьи. Кто, куда и зачем Батырбаева повез – остается на данный момент неизвестным. Но адвокат пострадавшего от пыток Азамата Бауржан Азанов отмечает прямой факт насилия и пыток в отношении подзащитного.
«Азамат рассказал мне, что его били очень долго и нудно. После при помощи паровой функции утюга жестоко пытали. Доводили до того, что он терял сознание на какое-то время. После этого он находился в состоянии беспамятства: каким образом его поместили в больницу, что с ним там делали в первые часы – неизвестно. Одно могу сказать, что первоначально у него был другой адвокат, а я вступил в защиту только 2 февраля», – рассказал Бауыржан Азанов.
Как выяснилось, Азамата Батырбаева, отца пятерых детей, после пыток положили в областную больницу, где он принимал лечение.
«Со слов моего подзащитного, в областной больнице он пролежал 10 дней. После 20 января он вернулся домой, где пробыл день или два с семьей. А затем его снова вызвали для производства каких-то следственных действий, там он был арестован. И вот недавно его перевели в городскую многофункциональную больницу Талдыкоргана», – продолжил адвокат.
После огласки в СМИ власть перевела его в новую больницу, где он получает лечение. Однако в настоящее время следствие по уголовному делу по ст. 146 УК РК «Пытки» остается до конца не понятным. По версии адвоката, данные, которыми он располагает, не должны распространяться.
«С 2 февраля и по сей день я занимаюсь только расследованием пыток, поэтому не могу рассказать более подробные детали, которые произошли с ним на момент задержания, и тем более как он попал первый раз в больницу после избиения. Об этом он должен рассказать сам либо его супруга Бахыт Батырбаева. Я могу только одно сказать, что с момента вступления в это уголовное дело, вся неделя прошла под «эгидой пыток»: многочасовые беседы, поездки в Антикоррупционную службу», – поделился Азанов.
«Есть такое мнение, что всего три процента уголовных дел по пыткам доходит до суда, но я буду работать над тем, чтобы довести это дело до суда, и заниматься поиском всех причастных к этому ужасному преступлению. Как минимум, правоохранителей было от двух до пяти человек. Азамат, в свою очередь, решился все-таки написать заявление о совершённых над ним пытках», – поделился Бауыржан Азанов.
При этом защита столкнулась с препятствиями: некая комиссия незаконно приникла к Азамату Батырбаеву в СИЗО. После в больнице без участия адвоката с потерпевшим встретились два депутата Мажилиса Ерлан Смайлов и Берик Бекжанов, а также журналист телеканала «Жетесу». Адвокат расценивает эти действия, как давление на своего подзащитного.
Сейчас состояние Азамата стабильное, он находится в больнице. При этом пока нет никаких упоминаний о психологической реабилитации Азамата и его семьи.
«Мне угрожали, что если дернусь, то меня убьют»
В своем авторском проекте «Что это был?о» казахстанская журналистка Динара Егеубаева рассказывает о произошедших событиях в стране.
На своей странице в «Инстаграм» Динара отмечает, что за последние дни стало известно о новом случае пыток. Речь идет об алматинце Саяте Адилбекулы, который 5 января вышел в аптеку за лекарством для дочери — по дороге его подстрелили. Раненый Саят добрался до дома, где его встретила супруга, незамедлительно вызвав скорую. В Седьмой городской больнице ему сделали операцию на почку, а 8 января, его и еще около 18 раненых (двое из них женщины) забрали в СИЗО. Журналисту рассказали, что людей везли 3 часа и все время били, а затем начали пытать. Но Саяту удалось выбраться.
В интервью с Динарой он поделился всеми подробностями произошедшего. По словам Саята, правоохранительные органы забрали его 8 января, около 8 утра, не дав ему даже поесть и одеться после операции:
«Они приказали встать, а после ударили несколько раз по голове. Им был нужен мой телефон, который лежал в тумбочке. А когда я шел по коридору, мне угрожали, что если дернусь, то меня убьют. После, меня и еще 30 раненых человек из больницы положили на холодный асфальт, на котором мы вниз головой пролежали 15 минут.
Я помню, как меня и еще 18 человек посадили в маленькую машину с клеткой и повезли в неизвестном направлении. Также я не знаю, как выглядели сотрудники, ведь нам приказали держать голову вниз. На протяжении всей поездки четыре правоохранителя били нас прикладом от автомата либо дубинками. После, когда нас привезли, сотрудники обвиняли нас в изнасилованиях, убийствах. Только 10 числа ранним утром нас вызывали на допрос, а 14 января прошел суд, на котором всем нам изложили обвинительный приговор», — рассказал Саят Адилбекулы.
Саят и Динара не смогли разговаривать без слез. История потрясла общество, сотни казахстанцев поделились историей ужасных пыток.
Сейчас Саят лечится дома, 30 января он вышел из СИЗО. Тем не менее ему необходима финансовая помощь — подробнее читайте на странице Динары, которая освещает не только «январские события», но также истории задержаний и применения пыток над людьми.
По словам заместителя Генерального прокурора Ерлика Кененбаева по фактам смерти, пыток, превышения власти в отношении задержанных после январских событий расследуется 133 уголовных дела.