Прожить на стипендию в Казахстане: как менялись выплаты студентам и прожиточный минимум

aussiedlerbote.de

В 2012 году вышли очередные поправки в законодательство, чётко прописывающие стипендии прямо в документе.

Мы выяснили, как изменились стипендии студентов Казахстана и величина прожиточного минимума за 9 лет (с 2012 по 2020 годы).


Что мы использовали:

1. Размеры стипендий, включая повышенную и президентскую.

2. Показатель прожиточного минимума, который включает стоимость продовольственной корзины и расходы на непродовольственные товары и услуги, минимально необходимые для выживания человека. Предполагается, что прожиточный минимум – это тот самый минимум, на который человек может выжить, не заработав проблемы со здоровьем.

3. Номинальные средние доходы на душу населения – количество денег, которое в среднем получает каждый казахстанец в месяц.



За девять лет прожиточный минимум вырос на 96%, студенческая стипендия – на 72%.



По данным Бюро нацстатистики РК, прожиточный минимум в 2012 году составил 16 815 тенге, в 2020 году – 33 015 тенге, то есть вырос почти в два раза (на 96%).

Стипендии выросли на 72%, независимо от типа стипендии, потому что повышенная и президентская берут за точку отсчёта базовую.

Базовая изменилась с 15 235 тенге до 26 186 тенге.

В 2020 году ввели отдельную базовую стипендию для студентов педагогических вузов, размером в 42 000 тенге.



Базовая стипендия за девять лет ни разу не достигла уровня прожиточного минимума и отдалилась от него ещё сильнее.



Затем мы посчитали соотношение стипендий и прожиточного минимума в процентах, чтобы понять, достигают ли стипендии хотя бы прожиточного минимума.



Базовая стипендия за девять лет ни разу не достигла уровня прожиточного минимума. Более того, со временем она стала только ниже: если в 2012 году базовая стипендия составляла чуть более 90% прожиточного минимума, то в 2020 году это значение стало немногим больше 79%.

Таким образом, обладатели базовой стипендии без дополнительных доходов (подработка, помощь родителей) не могут позволить себе минимальный уровень жизни. Исключением из этого в 2020 году стали будущие педагоги – им выплачивают 42 000 тенге, что с запасом больше прожиточного минимума.

Повышенная стипендия фиксировано больше базовой на 15%, и в некоторых ситуациях это помогало: с 2012 по 2017 годы повышенная стипендия позволяла студентам достичь прожиточного минимума, но уже в 2018-2020 годах также опустилась ниже этого уровня. То есть сейчас и круглые отличники зависят от дополнительных доходов.

Президентская стипендия вдвое больше базовой. Она, очевидно, уже значительно превысила прожиточный минимум за весь период. К сожалению, её обладателей мало.



Жизнь на уровне прожиточного минимума доступна только обладателям президентской стипендии и будущим педагогам.



Жить по прожиточному минимуму или лучше могут себе позволить только обладатели президентской стипендии, которых немного в общем количестве студентов, и педагоги.

Из 189 тысяч стипендиатов президентскую стипендию получают чуть более 1 тысячи казахстанских студентов – около 1%.

Некоторое время назад жить по прожиточному минимуму могли и отличники, но сейчас это невозможно и для них. Обладатели базовой стипендии такой привилегии не имели никогда.



Стипендия не даёт студентам полной финансовой независимости.



Большинство студентов во время обучения либо продолжает экономически зависеть от своих родителей, либо вынуждено подрабатывать. Если помощь родителей вряд ли скажется на их успеваемости, то подработка определённо отнимает время и силы, которые студенты могли бы потратить на учёбу и повышение своей профессиональной квалификации.

Размеры стипендии повышают, скорее всего, без учёта экономических показателей.

Использовать прожиточный минимум для расчёта стипендии – один из довольно очевидных подходов: стипендия и подразумевает создание возможности для молодого человека жить самостоятельно, пока он/она повышает свою квалификацию, чтобы зарабатывать больше и выполнять более сложную, востребованную работу, вместо того, чтобы идти работать и содержать себя прямо сейчас.



Доходы растут быстрее прожиточного минимума, а стипендии – нет.



А что, если размер стипендии привязан к среднему доходу, а не к прожиточному минимуму? Если доходы росли медленно, то ничего удивительного в том, что и стипендии растут плохо.

Итак, номинальные доходы (в виде денег) в 2012 году составили 51 860 тенге, в 2020 году – 114 995 тенге, увеличившись в 2,22 раза.

Прожиточный минимум, напомним, вырос в 1,96 раза (на 96%), а стипендии – в 1,72 раза (на 72%).

Если в 2012 году номинальный доход составлял 3,08 прожиточного минимума, то в 2020 году – уже 3,5. Это значит, что доходы постепенно становятся ещё больше прожиточного минимума, чем раньше.

Отсюда вывод – стипендия не привязана к доходам. Более того – доходы растут быстрее прожиточного минимума, а стипендии – нет.

Нет даже необходимости привязываться к реальным доходам, выраженным в количестве благ, которые можно купить на номинальные доходы, или к долларовому эквиваленту: уже в самом простом денежном выражении виден дисбаланс между растущими требованиями к доходам среднего жителя РК и недостаточным ростом размера стипендии, чтобы эти требования удовлетворять.

В целом методика расчёта стипендий непонятна: с 2012 года она менялась четыре раза, через разные промежутки времени: в 2012, 2014, 2015 и 2020 годах. Найти методику в открытом доступе не удалось.



Ни базовым стипендиатам, ни отличникам не хватает денег, чтобы жить на уровне прожиточного минимума.



Жить на стипендию всегда было сложно, а в последние годы стало ещё сложнее. Обладатели базовой стипендии, а с недавних пор и отличники, не могут позволить себе «роскошь» – жить на прожиточный минимум.

Приятное исключение – педагоги, чьи стипендии превышают уровень прожиточного минимума примерно на 9 000 тенге. Эта разница, кроме шуток, запросто привлечёт в педагогические вузы абитуриентов, которые не могут рассчитывать ни на кого, кроме себя.

Непонятно назначение стипендии: в чём её концептуальный или хотя бы формальный смысл? Если она не призвана обеспечить минимальные условия жизни для обучающегося специалиста, то как её воспринимать? Как материальную помощь для тех, кому немного не хватает? В этом случае можно отметить снижающиеся возможности или желания государства эту помощь оказывать.

Как рассчитывается размер базовой стипендии? Привязана ли она к определённым экономическим показателям? Рассчитывается ли по остаточному принципу (что в бюджете осталось, то и распределили) или вообще выбирается «на глазок»?

Очевидно, очень важно понимать, как и зачем формируется государственная стипендия, которую ежемесячно получают почти две сотни тысяч студентов. В противном случае стипендия остаётся безусловно полезным, но не известно на кого ориентированным и недостаточным для самостоятельной жизни подспорьем для будущих молодых специалистов.


Над материалом работал: Иван Дигель

Следите за нами в интернете